Итоги года: Россия и мир
Константин Косачев - заместитель Председателя Совета Федерации, член Высшего совета Партии “Единая Россия”.
Перспективы нового экономического сотрудничества в рамках BRICS

Интервью заместителя Председателя Совета Федерации Константина Косачева
— Константин Иосифович, с 1 января Россия становится страной-председателем в BRICS. Какие перспективы Вы связываете с этим событием?
— Вне всякого сомнения, BRICS – это объединение будущего, совершенно новое явление в мировой
политике, негосударственное образование, которое занимается реальными делами и привлекает
интерес все большего числа стран. В 2024 году BRICS расширится как минимум до 10 стран, и еще
три десятка стран проявляют сейчас интерес к взаимодействию в разных проектах. Российское
председательство в организации приходится на очень важный период в жизни BRICS. Нам
предстоит наладить взаимодействие в рамках расширенного состава и определить механизмы
сотрудничества со странами-партнерами. В рамках российского председательствования будут
запускаться новые масштабные проекты прикладного характера, например, такие как создание
пула валютных резервов и развитие проекта по запуску совместной группировки спутников для
космического зондирования земли. Продолжим координацию нашей совместной позиции по
крупным международным вопросам и сохранение BRICS в формате свободного и максимально
широкого диалога всех государств-участников.
— Давайте подведем итоги 2023 года в международной политике и сотрудничестве. Что, по Вашему мнению, заслуживает особого внимания читателей журнала?
— Главным событием и для России, и для всего мира я считаю возникновение такого феномена, как мировое большинство. Предпосылки для того, чтобы это большинство сложилось, существовали и ранее. Но события 2022 и 2023 годов со всей ясностью обнажили те риски и изъяны, которые несет всем странам так называемый однополярный мир. До этого у правительств некоторых государств существовала иллюзия, что Запад может действовать в глобальных коллективных интересах, что они берут на себя созидательную миссию, отвечают за свои поступки и осознают свою ответственность. Прошедшие два года не оставили камня на камне от этих иллюзий. Страны, не входящие в условную группу коллективного Запада, стали все более четко определять свою позицию, как неприятие однополярного мира в пользу системы многополярного мира. И именно это стало нормальной, здоровой реакцией. Это не значит ни в коем случае, что все эти страны занимают пророссийскую позицию. Но, впервые за долгое время, наше видение того, как должен быть обустроен мир: безопасный, справедливый, демократичный, свободный, - существенным образом сблизилось с большинством. При этом у этих стран могут быть разные оценки того, что происходит на Украине, в России, в Израиле, что происходит в горячих точках мира. Такое большинство, включая Россию, не представляет собой гомогенную группу с одинаковым взглядом на все вопросы, и противоречий по-прежнему много. Но главная точка соприкосновения найдена: это отрицание того однополярного мироустройства, которое пытались навязать миру США на протяжении последних трех десятилетий. И это событие уходящего года, несомненно, №1 и будет определять облик мира на десятилетия вперед.
— По оценкам экономистов поток импорта и экспорта из России смещается на юг и восток. Но, все равно, это происходит достаточно медленными темпами и требует больше вложений, чем
прибыли. Что мешает установлению новых экономических связей?
— В экономических процессах существует колоссальная инерция. И это даже не инерция мышления и не инерция сложившихся экономических связей. Это – инерция зависимости от институтов однополярного мира, которые создавались на протяжении многих десятилетий. Это и мировая валюта – доллар, и контроль за деятельностью банков, и страхование перевозок, и контроль над международными экономическими и финансовыми структурами. Мы видим, что сейчас страны, которые действуют в соответствии с собственными экономическими интересами, оказываются подверженными многим дополнительным рискам даже в тех случаях, когда они развивают отношения с другими странами, не с Россией. Коллективный Запад злоупотребляет своими монопольными правами на инструменты, которые обеспечивают международное экономическое сотрудничество в самых разных сферах. И потребуется время, чтобы создать альтернативы этим инструментам, институты многополярности как в валютной сфере, в сфере перевозок, страхования и банковских расчетов. Приведу такое сравнение: когда строят удобные и быстрые платные дороги всегда должна оставаться альтернатива в виде бесплатных. Иначе в любую секунду контролирующий эти дороги субъект может опустить шлагбаум и заблокировать движение. Так и в экономике, коллективный Запад блокирует международную торговлю от свободного рыночного сотрудничества. Поэтому переходной этап к новым механизмам и путям экономического сотрудничества в мире неизбежен, но он совершенно точно набирает обороты, и это видно по нарастающим связям России с новыми стратегическими партнерами: Китаем, Индией, как странами BRICS, так и в более широком формате. Важно, что все эти изменения носят необратимый характер. В этом можно убедиться, посмотрев на инфраструктурные изменения в самой России. Я имею в виду изменения в транспортной логистике, развитие железных дорог в восточном направлении, освоение Северного морского пути, открытие трассы Север-Юг. Все это – основательный задел на развитие экономики России в новом приоритетном направлении, долгосрочная тенденция, которая отвечает интересам всех участников, это преимущества новой международной экономической конструкции стран мирового большинства.

Фото: Парламентский фотоархив "СенатИнформ"