ВАЛЕНТИНА ГОЛУБЕВА

Специалист по эмоциональному интеллекту, лидерству и деловой коммуникации, капитан команды знатоков и двукратный обладатель премии "Хрустальная сова"

Как построить команду мечты для бизнеса и для жизни
Ведущая – Елена Глищинская, редактор журнала "Мировые лидеры"
В гостях у редакции журнала "Мировые лидеры" - Валентина Голубева, специалист по эмоциональному интеллекту, лидерству и деловой коммуникации, капитан команды знатоков и двукратный обладатель премии "Хрустальная сова"

"Мировые лидеры", МЛ: Давайте начнем с команды. Что важнее в карьере, в деловой коммуникации, всё-таки личное самообразование или какая-то командная игра, командные качества человека?

Валентина Голубева, ВГ: Я считаю, что важно и то, и другое. И личное качество, и командное качество. Если вы не хотите работать лесником в заповеднике где-то подальше, и то не исключено, вам нужно одинаково и то, и другое развивать. Если чего-то у вас меньше, надо развивать.

МЛ: Кто-то хочет более индивидуальную какую-то работу. А кто-то, наоборот, не мыслит своей работы без какого-то командного духа, без поддержки, допустим, без идей других людей. И то, и другое нормально?

ВГ: Да, нормально. Человек, который очень хорошо разбирается в каком-то предмете, человек, который умеет что-то делать, называется исполнитель. Человек, который умеет очень хорошо что-то делать или разбирается в предмете, называется эксперт. А человек, который умеет договориться с другими людьми в команде или управлять на равных, или управлять другими людьми, это то самое качество, которое называется эмоциональный интеллект и измеряется ЕQ, коэффициент. Итак, качество эксперта измеряется IQ, хорошо знакомое нам слово. Так вот, американцы знают эти слова давным-давно. И у них есть народная поговорка. Она звучит так: " IQ дает работу, EQ дает карьеру". То есть если вы - молодец, что-то умеете делать, даже эксперт в этом деле, вы всегда найдете хорошую работу. А вот если вы хотите управлять другими людьми или делать очень большие задачи, а для больших задач нужна команда, то вам придется осваивать EQ. 

МЛ: Мне кажется, EQ придется осваивать еще потому, что, если сейчас зайти даже на HeadHunter, в хороших вакансиях обязательно требуется эмоциональный интеллект. А с другой стороны, откуда я знаю, есть ли у меня или нет, если я раньше не искала работу и меня никто не диагностировал. Я же не могу написать в резюме: " Я считаю или мне кажется, что я эмоциональна". Или как мне написать? 

ВГ: Ну, во-первых, на HeadHunter требования не всегда оптимальны, поэтому они могли написать эмоциональный интеллект там, где его вовсе и не надо. Может, они и уборщице хотят эмоциональный интеллект. А во-вторых, если вы в детстве, например, бывали на разных площадках, занимались в музыкальной школе, занимались спортом в какой-то секции, ходили в танцевальный кружок, учили иностранные языки, именно по секциям, не то, что два притопа, три прихлопа, а именно ходили по нескольким секциям, то, скорее всего, эмоциональный интеллект у Вас уже есть. Вы умеете прийти на другую территорию, понять, какие там правила, какие там другие люди, и научились с ними договариваться. То есть если Вы ходили только в одну секцию, то это не совсем то. Так что, в принципе, если у Вас уже был опыт такой командной работы, на разных площадках игры это называется, с разными правилами, то, скорее всего, он у Вас есть. И Вы готовы его осваивать и развиваться. В данной ситуации быть готовым развиваться гораздо даже важнее того, есть ли у Вас это на сегодня или нет. 
МЛ: Для того, чтобы развиваться существуют же специальные курсы, тренинги. А как выбирать? По каким параметрам выбирать какой курс мне нужен?

ВГ: Смотрите, не бывает попутного ветра для того, кто не знает, куда ему плыть. Значит, сначала Вы должны решить: какую задачу Вы собираетесь решить, ближайшую, дальнюю. Дальше Вы должны понимать, какие ресурсы вам нужны. Например, другие люди, потому что реально большие задачи может решить только команда. То есть всё, что может решить один человек, это мелкая задача. Дальше Вы прикинули где Вы будете искать этих людей, как Вы будете искать, как Вы их уговорите плыть с Вами в одну сторону. Не всегда есть деньги, не всегда есть ресурсы. Еще надо уметь уговорить людей, многие люди работают за другой ресурс, не за деньги. 

МЛ: За идею? 

ВГ: Нет, идея - это неправильно, ресурсы другие. На свете есть много других ресурсов. Может быть это - знакомство с Вами, хорошие отношения с Вами, или Вы можете быть чем-то там полезны. Или ему не приходило в голову, этому человеку, что можно вообще решать такие задачи. Это называется получение новой информации. То есть, общаясь с Вами, он все время получает какую-то новую информацию, узнает про какие-то вещи, которые, как он понимает, интересовали его всегда, но он боялся спросить. Может быть всё, что угодно. Вы можете это организовывать в интересных местах, площадках, на которых он так никогда бы не побывал. Эти люди. В процессе Вы их можете научить каким-то техническим средствам, которыми они сами не владели, например, тот же Ютюб, Инстаграм и прочее. Вывести их идеи на этот уровень. Вы можете сесть и придумать...вы можете понимать, какие у Вас есть ресурсы, а можете этого не осознавать. В процессе работы другие люди Вам расскажут, чем Вы им интересны. Многие расскажут или Вы сами почувствуете. Но в какой-то момент как бы всё не было и все плывут в одну сторону, могут возникнуть какие-то мелкие недопонимания. И вот тут надо пойти, конечно, получиться тому самому процессу, который называется лидерство или эмоциональный интеллект, или просто культура делового общения. В культуре делового общения очень многие вопросы прописаны, это называется протокол. Не знаешь, как поступить, поступай так. Это тоже вещь очень полезная. Не всегда нужно решать какие-то суперзадачи. Например, сейчас времена тяжелые, конечно, непонятно что будет с открытыми тренингами. Но я преподаю, например, в Институте развития бизнеса и личности. Открываете и смотрите, там есть несколько тренингов, какие задачи Вам сегодня актуальны, какие, может, не были, актуальны. А иногда просто надо дойти до эксперта и задать ему свои вопросы. И он Вам может показать, к какой задаче это сводится. Иногда как решается, а иногда к какой простой задаче это сводится. Прежде всего надо поставить цель и понять - куда Вы плывете.  

МЛ: Валентина, скажите, сейчас вот эти курсы по развитию лидерства, там учат тому же, что, в принципе, учили в комсомоле или нет? Можно вообще сравнивать это?

ВГ: Можно сравнивать. Но то, что было, пионерские штучки, у меня до сих пор вызывает просто ужас. Просто ужас лично у меня. Наверное, они это украли у скаутов. У скаутов, я думаю, там это было более проработано. А главное, у скаутов исполнители были более высокого уровня, например, бывшие военные, офицеры настоящие. У меня лично этот пионерский уровень, насколько я его помню, вызывает просто ужас. 

СМОТРИТЕ ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ ВАЛЕНТИНЫ ГОЛУБЕВОЙ НА НАШЕМ КАНАЛЕ 
https://rutube.ru/channel/24223051/