То есть это такая история, которая мотивирует человека не забывать о подвигах наших дедов. А многие молодые, они вообще ничего не знают про Великую Отечественную войну, про героев. Им кажется, что это было когда-то давно. И вообще, зачем об этом говорить? А как мне кажется, что пока ветераны живы и пока звучит из первых уст эта история, важно передавать из поколения в поколение. Я очень рад, что мы сделали такой проект, что мы сняли фильм. Я лично со съемочной группой объехал двадцать двух ветеранов. Это Москва, Московская область, Истра, Одинцово.
Вот еще одна история. Мне позвонили с Рязани, с одного завода, где работает 1800 человек, и попросили показать фильм. Я сначала подумал, что это странно: завод и кино. Но потом они стали присылать фотографии: вот бухгалтерия смотрит, это наши рабочие после первой смены и так далее. Это какое-то невероятное ощущение - почувствовать себя в какой-то момент советским режиссером, который снял фильм на пленку и поехал по всем городам и селам России показывать его. Это очень-очень сильная история.
За это время - несколько месяцев - откликнулись почти все регионы и показали наш фильм. Еще очень важно, что в проекте приняли участие более 200 человек! Только 40 ветеранов и еще съемочных групп сколько было! Ветеранов снимали в разных регионах. В разных городах нам помогали волонтеры, фрилансеры, операторы с телевидения, даже сами директора местного телевидения выезжали, чтобы записать. Огромный-огромный проект на всю страну, которым мы гордимся!
МЛ: Сам термин «социальное кино» чем отличается от документального?
Михаил:
Социальное кино бывает разное. Оно может быть и художественное, и документальное. Соответственно, у нас здесь нет ограничений. Я снимаю как социальное документальное, так и социальные короткометражки. Вот сейчас как раз хочу полный метр снимать. Рассказать историю, которая пойдет в кинотеатрах как полноценный художественный фильм на полтора часа. Вообще-то социальное кино - это больше, наверное, про человека и про историю. То есть это история, которая тебя волнует: это пожилые люди, это незащищенные люди, это домашнее насилие, это животные.
МЛ: Много у Вас единомышленников?
Михаил:
Мне кажется, я богат именно тем, что у меня есть какие-то определённые хорошие отношения с разными известными людьми, которые знают все проекты, которые я делаю. Они приходят на премьеры, поют песни, поднимают настроение другим людям. Они всё это делают абсолютно бесплатно! Это, мне кажется, самая такая большая ценность, которая сейчас есть. Нет, безусловно, есть какие-то хорошие люди рядом.
МЛ: Много новостей было про то, что будут поддерживать кинопроизводство, производство сериалов, все, что угодно. Какие-то огромные деньги выделяются на все это. Туда трудно попасть? В число тех, кому это выделяется? Мне всегда казалось, что людей, которые способны действительно там супер сделать все от начала до конца - их не так много. Ограниченное количество тех же режиссёров, которые могут взять и сделать хороший проект от начала и до конца. Их надо беречь и поддерживать, если уже такое, что нечего показывать.
Михаил:
Знаете, здесь только либо А - повезет, либо Б - какие-то безумно большие связи. По-другому, к сожалению, в нашей стране, деньги не дают. Либо это какие-то частные спонсоры, когда ты в беседе показываешь проект, рассказываешь, показываешь. Благо, у меня есть огромное количество разных проектов на разные темы, которые человек может посмотреть и для себя принять решение. Могу сказать, что несколько лет назад я болел очень темой про синдром Дауна и хотел снять полный метр. Вот мы сняли фильм «Бабочка» - это короткий метр. Просто не хватило ресурсов, а государственного финансирования не было. Может быть теперь и правда что-то изменится и в плане кино, и в плане людей, и в плане финансов.
Чтобы создать хороший документальный фильм нужно несколько миллионов. Мы это просто каким-то чудом вытянули, даже не знаю как. Мне бы очень хотелось по-настоящему получать гранты, получать финансы и снимать кино, чтобы не бегать с протянутой рукой, не просить. А государство понимает, насколько важно та либо другая тема, насколько важно про это рассказывать. Особенно в сегодняшнее время, когда у нас всё пусто. Иностранных фильмов нет. Вот именно сегодня важно поддержать. Я верю в лучшее. Я верю, что кинематограф в России изменится, что будут давать снимать молодым и вообще как-то по-другому все это будет двигаться.
МЛ: Про молодых. При фонде социального кино есть Школа современного искусства. Это проект, отдельно живущий или он связан с социальным кино?
Михаил:
Это наш новый независимый проект, но с большими возможностями. Есть ряд педагогов, которые обучают разным дисциплинам: режиссура, продюсирование, актерское мастерство, сценическая речь, режиссура монтажа, мастерство телеведущего, блогинг, журналистика, искусство оператора и многое другое. Главная задача школы - познакомить вообще человека с миром киноискусства, если он этим интересуется, проверить свои способности. Вот, к примеру, у меня был курс, и моя ученица поступила во ВГИК в этом году. Это большое достижение, что она пошла по стезе режиссуры. Ей это очень интересно, близко. Она уже даже мне присылает какие-то вещи, которые она напишет, хочет снимать. Даже социалку затрагивает. В школе есть очень разные люди, которые пробуют себя. Некоторые были на актерском курсе. Кто-то снимается в кинопробах. Кто снимается в рекламе. Есть еще очень хороший курс по технике речи. Как правильно говорить, не бояться публичных выступлений в тот момент, когда ты потеешь, дрожишь, когда на тебя какая-то огромная аудитория смотрит или какой-то маленький коллектив. Учит человека раскрепощению, правильно владеть собой, актерским премудростям. Плюс разные педагоги. Сейчас буквально через 2 часа начнется как раз урок по теории практики монтажа с преподавателем ВГИК. Это преподаватели - известные актёры и артисты. И некоторые группы мы делаем смешанные: от 15 лет и …. до бесконечности. Как вы думаете, какой наш самый возрастной студент, сколько лет?
МЛ: Ну, лет 40, наверное.
Михаил:
82 года! Женщина из США. Причем она сама - достаточно известный человек. Она в Америке преподает в очень крутом университете искусство фотографии. Она имеет мировые награды. И тут она пришла учиться.
МЛ: А что ж она хотела? Какой запрос у нее был?
Михаил:
Она пошла на мастерство оператора и на монтаж. Может быть ей захотелось вспомнить молодость. Она когда-то в молодости во ВГИКе преподавала. Нет никаких ограничений. Мы делаем такие смешанные группы для того, чтобы ребенок среди взрослых людей смог себя почувствовать чуть-чуть взрослее, чуть-чуть более раскрепощенно, не бояться публичных выступлений, не боятся людей. А взрослые, наоборот, могут в себе открыть того самого ребенка, который есть в каждом из нас. Эта коллаборация дает очень интересные результаты. Задача педагога - объединить, объяснить и показать, что мы все едины и у актерского мастерства нет возраста. Есть только история, которая тебя поглощает.
МЛ: Студенты имеют возможность принимать участие в настоящих съемках? Помогать как волонтеры, может быть.
Михаил:
Конечно. А удобство онлайн-формата заключается еще в том, что могут быть студенты абсолютно из разных городов, абсолютно из разных стран. И когда они собираются, возникает очень интересная атмосфера этого сообщества. Вот, например, Нью-Йорк, Испания и Москва в одной группе. И они все между собой общаются в общем чате. Офлайн формат тоже конечно всегда будет. Хорошо, что люди абсолютно разных специальностей идут учиться. Вот в 45 лет человек понимает, что я хочу делать. Почему бы и нет? Почему бы не попробовать?
МЛ: В завершении интервью, расскажите, что самое лучшее в Вашем родном городе, Новосибирске.
Михаил:
Всем советую при возможности посетить Новосибирск. Это третий город по численности населения в России. Уверен, что каждый из вас откроет для себя что-то новое и интересное. Если вы любите искусство, то обязателен к посещению театр Оперы и балета. Детям будет интересен Новосибирский зоопарк и планетарий. Река Обь, Академгородок и менее, чем в 300 км начинается Алтай с невероятными пейзажами и завораживающими красками жизни.