МЛ: Вы говорите о тексте или об иммерсивной составляющей спектакля? Это не портит текст?
Леонид Якубович
Я говорю о сценографии. От режиссерской задумки следует и то, как будет подан этот текст. Скорее это будет спектакль по мотивам повести Лескова, чем точное воспроизведение самого произведения. Это просто вызывает удивление! Как только то или иное может прийти человеку в голову? Что только не преподносит нам человеческая фантазия. Иногда я завидую, иногда просто удивляюсь. Эдуард Бояков бесспорно большой режиссер, и большое удовольствие мне с ним работать. При том, что я пока не посвящен в то, как будет происходить все действие, но то, что увидел и в чем принимал участие – невероятно любопытно. Думаю, что это будет по крайней мере интересно и неожиданно и для зрителя.
МЛ: Какую роль Вы бы еще хотели сыграть? Главная, на Ваш взгляд, роль?
Леонид Якубович
Для меня это вопрос, на который нет ответа. Я бы сказал: "Хочу все!" Это юношеский максимализм, который присутствует у любого актера. Не смотря на миллион ограничений, подхожу я на эту роль или не подхожу, с полным пониманием того, что есть вещи, которые мне сыграть просто не дано по определению. Но жутко хочется все. Этот голод на работу сидит во мне всегда. Я вообще все хочу. Я без работы плохой, это знают все. Когда много работы – я чувствую себя замечательно.
МЛ: Не может быть такое, чтобы Вы были не востребованы. У Вас и театр и телевидение. Если бы пришлось, наоборот, отказаться от чего-то, чтобы Вы выбрали: театр или телевидение?
Леонид Якубович
В субботу у меня съемки, "Поле чудес" продолжает сниматься. Просто так взять и отказаться от чего-то не получится. Это неправомочный разговор. Я в данном случае нанятый актер. Я не смогу повернуться и уйти по многим причинам. На первом канале я с 1966 года, если считать и КВН. Во-первых, есть группа, на телевидении от меня, от моей работы зависит целый коллектив.
Оставил бы я телевидение ради театра – никогда не думал об этом. Просто никогда себя об этом не спрашивал, до сей поры я довольно легко совмещаю одного с другим. Я и до этого играл в спектаклях, в антрепризе, мы ездили и на гастроли. Я так распределяю работу, чтобы это не мешало мне. Но если бы это был репертуарный театр, тогда пришлось бы выбирать
МЛ: Вы сказали, что Вы – нанятый актер на телевидении. Но позвольте не согласится. Я видела оригинальную американскую передачу, по франшизе которой было выпущено "Поле чудес". Там же совсем другое. По-моему, ничего общего.
Леонид Якубович
Когда мы планировали еще с Владом Листьевым, как будет выглядеть передача, мне казалось, что она не будет иметь долгой "жизни" в том виде, в котором она пришла из США. Надо было что-то перепридумать в этой истории. Я убедил его, что "Поле чудес" - это не ВО ЧТО ИГРАЮТ, а вся эта история про ТЕХ, КТО ИГРАЕТ. Это история про людей, про то, что мы рады всех видеть у себя в студии. Дело не в призах и в выигрышах. Дело в том, что можно поцеловать маму, передать привет бабушке, получить удовольствие и доставить удовольствие родным, которые на тебя смотрят. С этой точки зрения все стало на свои места. Поэтому все и довольны. Тут ведь понимаете, камера, это такая штука… Я не знаю людей, только за редким исключением некоторых актеров, которые остаются перед камерами естественными. Есть, но очень редко такие актеры, которые правдоподобны всегда. Такой какой он в жизни – такой он и на сцене. Например, Саша Панкратов-Черный, ему не нужно играть. Он такой и в жизни. Это очень редкое качество. Поэтому надо понимать, что люди, которые приехали на передачу никогда не были на телевидении. Во-вторых, им даже в страшном сне не приходило в голову выйти в студию. Уверяю вас, непрофессионалу оказаться в студии перед камерой, да еще когда сидит зритель! Это такой стресс, что даже иногда ноги отнимаются. Значит, нужно каким-то образом мгновенно дать понять, что вас тут все любят, что все нормально. У меня есть три минуты, чтобы посмотреть в глаза и понять, что происходит, кто передо мной. Я вхожу в комнату, где участники шоу расположены, ровно за три минуты до начала. За это время мне нужно дать им понять только одно, что я абсолютно такой же, как они. Более того, дать им понять, что в своей работе они талантливее меня во много раз. Просто моя работа публичная и ее видно. А то, что они делают, не видно, так случилось, но это единственное, что отличает нас друг от друга. Если мне это удается сделать, то дальше они ведут себя так, что редко где себя так ведут участники шоу на телевидении. Они смеются, получают удовольствие, их не очень волнует выигрыш или проигрыш. А то, что в дополнение к этому он может выиграть все, что угодно, включая машину – отлично!
МЛ: В заключение давайте вернемся в театр. Как Вы считаете, нужно ли искусственно привлекать, заманивать молодежь в театр? Нужно ли подстраиваться актерам и режиссерам под модные фишки?
Леонид Якубович
На мой взгляд, в искусстве есть только две категории: "нравится" и "не нравится", и нет других. Остальное все для критиков и искусствоведов. Зритель руководствуется только этим правилом: "нравится" – "не нравится". Он очень редко сможет объяснить, что именно ему не нравится. Но фальшь он почувствует мгновенно. Также как любой человек в жизни сразу почувствует, что что-то не так. Это называется доверие. Есть люди, которым ты доверяешь сразу, а есть люди, которым не доверяешь. А почему? Это эмоция. Мы сотканы из эмоций, слова вторичны. Потому что сначала мы что-то чувствуем, и это чувство превосходит любое слово. Словами можно обмануть. Вот чувствами обманывать нельзя никак. Не получится. С этой точки зрения, отвечая на ваш вопрос, не правильно говорить: подстроиться под кого-то в театре. Надо быть искренним в театре. Чувствуешь, понимаешь, знаешь, кто пришел, для кого играешь спектакль. В детском театре одни спектакли, во взрослом – другие, и это не смешивалось никогда. Ровно так же, все мы, до единого человека в мире, выросли на мультиках, выросли на сказках. Это не хорошо и не плохо. Это так, по-другому не будет. Восприятие сказки – это маленькое чудо. А человек, тем более ребенок, без сказки жить не может. А каждый ребенок верит в чудеса, потому что так устроена жизнь. А самая красивая на свете женщина - мама, самый сильный – папа, и по-другому не будет. И очень хорошо. Может быть, к сожалению, это уходящее представление о жизни. Но оно с самого начала воспитывает человека, и не дай бог разрушить это. И дальше самый красивый дом – мой дом. Самая лучшая страна – моя страна. Из этого рождается патриотизм. И рождается он в детстве от того, что хорошо, от чувства прекрасного. Вот и театр – это всегда чувство прекрасного, даже если это драма. Это не имеет значения. Правда искусства, правда театра всегда сильнее, чем правда жизни. И это хорошо. И это никогда не должно подвергаться сомнению.